Космический вездеход массой в 50 кг был готов искать марсианскую воду, регистрировать «марсотрясения», исследовать атмосферу четвертой планеты. Он был обучен карабкаться через препятствия до 30 см и уклоны до 30°, двигаться по россыпи булыжников размером до 20 см. Шестиколёсное полноприводное титановое шасси, сочленённая рама с изменяемым клиренсом, колёсный и колёсно-шагающий режимы движения, уникальные металлоэластичные колеса... Его убили 90-е – амбициозный космический проект «МАРС-96» был отменён.
«Посредством крюка и троса танк может зацепить неприятельскую пушку или самолёт и тащить в то место, откуда был выслан…» Изобретённый в 1908 году большевиком-террористом «танк Игнатьева» – технический курьёз или прообраз современных боевых управляемых роботов? «Когда на дорожке в саду начались приготовления к испытанию танка, товарищи Горький и Сталин помогали распутывать верёвки…»
Производитель: Williams, год выпуска: 1958. Пинбол «10 ударов» по мотивам игры в боулинг. Название говорящее - за один жетон игроку предлагается выбить 10 страйков!
В 1946 году Сталин поехал в Крым на автомобиле, но в Туле пересел на поезд. Дороги были тряские – сплошь грунтовки! Сталин много говорить не любил: «Эту дорогу надо быстренько сделать. По ней советские люди поедут отдыхать на юг». Асфальтированное шоссе практически с «нуля» построили за три с половиной года. 1 августа 1950 года госкомиссия приняла 1399 км двурядного шоссе от Москвы до Симферополя. Самое удивительное, что обслуживать этот маршрут сразу после постройки начали стремительные такси ЗиС-110.
При переезде Политеха из старого здания в центре Москвы, к удивлению сотрудников музея, в разных отделах и фондах хранения обнаружились ходовая часть, двигатель и бензобак, которые идеально подходили друг другу и в результате сложились в довольно древний, но вполне комплектный мотоцикл в оригинальной покраске. «Наmlet» – ни в музеях, ни в исторических мотоклубах о такой марке не знают, ни в одной энциклопедии мира она не значится!
Городские пассажирские автобусы АКЗ-1 собирались московским авторемонтным заводом "Аремкуз" в послевоенные годы, когда Москва испытывала серьезнейшие проблемы с нехваткой автобусов. Далеко не все машины, вернувшиеся с фронтовых дорог в городской автобусный парк, были сколько-нибудь пригодны для ремонта и дальнейшей эксплуатации. Первая партия автобусов была готова летом 1947 года к 800-летнему юбилею столицы. Всего же завод сделал около 80 таких автобусов.
В 1974 году дебютировал «вечный» 240-й. Внешне он напоминал Volvo 140 (1966-74 гг.), но силовая структура кузова была переработана, во-первых, для увеличения уровня пассивной безопасности при столкновениях и, во-вторых, для установки МакФерсона спереди и реечного рулевого. Пороги продувались горячим воздухом из печки, а общая защита от коррозии стала еще надёжнее!
Механические коллажи Вишневского / Музей Техники Вадима Задорожного
«СТОП-механика» - так необычно назвал свою «коллекцию механических коллажей» Владимир Вишневский - основоположник советского инженерного авангарда. Используя дерево, бронзу, латунь и медь, работая в традициях русского футуризма, художник смело внедрял модернистские и сюрреалистические идеи, отсылая зрителя к парадоксам эпохи строительства Коммунизма.
Рикша в СССР? Немыслимо! Если, конечно, речь не идёт о мотороллере «Вятка» МГ-150Т «Турист». Прогулка на таком такси по ВДНХ стоила 50 копеек. При том, что для проезда на автопоезде РАФ с открытыми вагончиками пассажиру достаточно было расстаться с пятнадцатикопеечной монеткой.
Необычная трехколёсная конструкция автомобиля с мотором, закреплённом на переднем управляемом колесе – попытка создать простое и доступное транспортное средство. Сто лет назад эти трёхколёски запросто продавались в Петербурге, а самым известным «Феномобилем» в городе стал развозной фургончик газеты «Речь», часто мелькавший на улицах и в журнальной рекламе.
«Союз» – имя известное: многоместный космический корабль, задуманный еще в 60-е годы, по сей день не имеет себе равных по надежности и послужному списку. Появляются модификации, внедряются новшества, но имя остается. И жалеть «Союз» может только об одном: он так и не слетал на Луну! Мало кто знает, что его разработка изначально была связана с советской лунной программой… На нём предполагали отрабатывать сближение и стыковку на околоземной орбите, а также облёт Луны и возвращение на Землю.
Гусеничный паровоз конструкции Блинова / Музей истории отечественного тракторостроения
Знаете ли вы, что гусеничный трактор изобрели в России? Это сумел сделать в 1888 году механик-самоучка Фёдор Абрамович Блинов. Паровая машина мощностью 12 л.с. разгоняла его «самоход» до скорости в три вёрсты в час. Также талантом Блинова был создан «вагон с бесконечными рельсами для просёлочных дорог» - изобретение, актуальное кое-где у нас и по сию пору.
Стартовав с Байконура 14 июня 1975, межпланетная станция «Венера-10» взяла курс на Страну Багровых туч, описанную Стругацкими. Орбитальный блок аппарата должен был оставаться на орбите ближайшей к нам планеты, а спускаемому аппарату массой 1560 кг предстояла посадка в неизвестность. И 25 октября того же года он это сделал! Фантасты были огорчены: поверхность Венеры оказалась раскаленной каменистой пустыней, атмосфера – почти сплошь из углекислого газа с примесями серной и соляной кислот.
Прототипом для КИМ-10 стал Ford Prefect с двухдверным кузовом, это и сгубило проект. Говорят, Сталин, осматривавший машину в мае 1941 года, остался недоволен результатом. «Я понимаю, что буржуи и не думают о своем народе, но вы же советский автоконструктор и должны были подумать о советском народе? Или я в вас ошибался?» — спросил Сталин, с трудом выбравшись с заднего сиденья довольно тесного автомобиля. До наших дней сохранились считанные экземпляры КИМ-10, а с кузовом «фаэтон» - всего один!
Вероятно, кому-то из руководителей Ковровского завода им. Дегтярёва не нравилось, что марка «Ковровец» прямо указывала на географическое положение засекреченного военного завода, выпускавшего мотоциклы, как товар народного потребления. Поэтому модель 1965 года, рождение которой по времени совпало с первым выходом человека в открытый космос, назвали «Восходом-1» – в честь космического корабля.
Морской светосигнальный навигационный прожектор / Музей ВМФ
Судовой прожектор МСНП-250 (СССР, 1970-е) предназначен для дневной и ночной визуальной связи между объектами с помощью световых сигналов белого, зеленого и красного цветов. Предмет состоит из фонаря и опоры для установки прибора на месте работы.
Этот первый советский послевоенный мотоцикл изготавливали на вывезенной с завода DKW в немецком городе Zschopau оснастке, поэтому конструктивно он повторял довоенную модель DKW-RT125.
Гусеничный вагон Блинова / Музей истории отечественного тракторостроения
Двухгусеничный прицеп, изобретённый и изготовленный в XIX веке талантливым русским механиком Ф.А. Блиновым. Гусеничный ход позволил поднять грузоподъёмность прицепа в 7–10 раз по сравнению с колёсным. Изобретение было запатентовано под названием «Вагон с бесконечными рельсами для просёлочных дорог» (Привилегия № 2245 от 15 марта 1878 года).
Разработкой первого послевоенного дорожного ижевского мотоцикла с двухцилиндровым двигателем конструкторы завода занимались в 1957-1958 годах. Изначально модели присвоили индекс ИЖ-58, но на рынок она вышла под маркой «Юпитер». Массовый выпуск этого мотоцикла начался в 1961 году.
Одному из экземпляров модели Plymouth Belvedere выпала великая миссия — стать для советских людей живой иллюстрацией американского образа жизни на выставке в Сокольниках в 1959 году. После неё «Плимут» ждала удивительная жизнь, в которой были и слава, и забвение, и почти гибель, и возрождение в первоначальном блеске.
Памятные шлемы, выпущенные музеем в честь каждого российского Гран-При «Формулы 1» 2014-2018 с автографами гонщиков, руководителей команд, VIP-гостей Гран При.
Шлем широко применяется на реках и озёрах, в портах и гаванях на малых глубинах, преимущественно для выполнения подводно-технических работ. 1972 год, завод "Подводречстрой", Ленинград, материал - медь листовая, олово, вес - 20 кг.
Моторные коляски представляли собой транспортные средства, сочетавшие в себе черты мотоцикла и автомобиля. Выпускавшиеся Серпуховским заводом мотоколяски не были одиноки в мире. Например, в Англии и ФРГ в 50-е годы выпускалось немало моделей микроавтомобилей с мотоциклетным двигателем, по всем техническим параметрам близких к продукции СМЗ, но они предназначались не только для инвалидов, но и для здоровых водителей.
Модель подводной лодки "Новосибирский комсомолец" / Музей ВМФ
Модель представляет собой уменьшенную копию подводной лодки типа «М» «Малютка» серии XII в разрезе, масштаб 1:40. На модели воспроизведен внешний вид внутреннего расположения отсеков и оборудования подводной лодки.
«Инвалидка» - такое прозвище в народе получил двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска Серпуховского мотозавода. Стоимость СМЗ-С3Д в конце 80-х составляла 1 100 рублей при среднем размере пенсии в те годы 80 руб 70 коп. Бесплатно её выдавали инвалидам первой группы – в первую очередь ветеранам Великой Отечественной войны.
Проволокошвейная одноаппаратная машина / Музей истории полиграфии
Фирма Brehmer, конец ХIX в. Передана музею издательско-полиграфическим техникумом Санкт-Петербурга. Предназначена для шитья блокнотов, брошюр, тетрадей, журналов и другой листовой продукции, круглой или плоской проволокой. Применялась преимущественно на полиграфических предприятиях малого масштаба.
Рига РМЗ-1.413 - легкий дорожный мопед Рижского мотозавода, выпущенный уже не в СССР, а в суверенной Латвийской республике в 1992 году, представлял собой модернизированный вариант модели «Рига-13» образца 1983 года.
Выпуск нового отечественного автобуса ЗиС-8 на удлинённом варианте шасси грузовика ЗИС-5 был начат на Московском автомобильном заводе им. Сталина в 1934 году. Кузов автобуса с деревянным каркасом, обшитый металлом, был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗиСа И.Ф. Германа. Но в связи с реконструкцией завода во второй половине 1936 года выпуск автобусов ЗиС-8 пришлось прекратить. Непосредственно заводом ЗиС было выпущено всего 547 автобусов этой модели.
"Персидская шкатулка" / Технический музей Нижнего Новгорода
Сундучок-сейф с секретами и замками. Предназначался для купцов и путешественников. Изготовлен в селе Лысково Нижегородской губернии мастером Иваном Гурьяновым в 1886 году.
Модель транспортно-десантного экраноплана «Орлёнок» / Музей ВМФ
А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года. «Орлёнок» мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров.
К началу 1980-х годов среди различных типов двухколесных транспортных средств, выпускавшихся в мире, появился новый вид - минибайк, сверхлёгкий мотоцикл с уменьшенными до предела размерами экипажной части. Советская промышленность оперативно отреагировала на рост популярности мотоциклов-малюток. В 1983 году Рижский мотозавод выпустил первый в СССР минибайк «Мини» РМЗ-2.126.
Кустарный велосипед / Технический музей Нижнего Новгорода
Деревянный (дубовый) велосипед со стальными держателями колёс. Утрачены педали, цепь и звёздочка. Произведён в кустарной мастерской Нижнего Новгорода в конце XIX века.
Не верите своим глазам? Да-да, до «тюнинга», проведённого в 70-е, это действительно был Studebaker 1951-го года. Жизнь «американцев» в СССР была порой нелегка и подобные кустарные переделки, дожившие до наших дней, имеет смысл сохранять как своеобразные памятники ушедшей эпохе и чудакам, её населявшим.
Мотовелосипед ЛВЗ В-902 / Военно-технический музей
Львовский машиностроительный завод, производивший сельхозтехнику, в 1960 году освоил выпуск велосипеда с моторчиком ЛВЗ В-902. Он мог двигаться, как обычный велосипед, когда водитель просто крутил педали или с помощью микролитражного одноцилиндрового бензинового двигателя Д-4 объёмом 45 см3 и мощностью 1 л.с.
Производитель: Stern, год выпуска: 2005. Двести седьмое место в мировом рейтинге лучших пинбольных аппаратов за всю историю. Пинбол, созданный по мотивам известного американского сериала. Игроку предстоит отправиться во "все тяжкие", окунуться в криминальный мир, «посетить» стриптиз клубы, роскошные яхты и заняться контрабандой.
Ручной переводной стрелочный механизм с флюгаркой / Переславский ж/д музей
Для указания положений стрелочных переводов с ручным приводом применялись поворотные керосиновые фонари-флюгарки специальной формы со стёклами разных цветов. По положению фонаря днём и по цвету и форме огня ночью машинист мог легко определить, на какой путь (прямой или боковой) установлена стрелка.
Настольная лампа производства завода «Карболит» / Музей «Огни Москвы»
Удобная настольная лампа использовалась повсеместно – в кабинетах начальства, на производствах, на письменных столах школьников. Благодаря современному кинематографу получила прозвище «лампа НКВД», хотя такие лампы были любимы не только сотрудниками органов безопасности. Выгнутая дугой ножка и основание лампы соединены шарниром, плафон также соединен с ножкой шарниром, что даёт множество вариантов комфортного освещения.
Владельцы рижских мопедов выпуска первой половины 70-х жаловались на недостаточную прочность колёсных ободов. Рассчитанные на ровные дороги Советской Прибалтики, колёса не выдерживали езды по разбитым дорогам других республик, прежде всего – России. Конструкторы «Риги-11» пошли навстречу потребителям. Усиленные обода и шины увеличенного сечения обеспечили рижским колёсам долговечность.
После Великой Отечественной войны в сельской местности СССР катастрофически не хватало автобусов. Основным требованием к машине в данной ситуации были отнюдь не высокий комфорт и надёжность, а простота конструкции и ремонтопригодность. Стране был необходим автобус, серийное производство которого в больших объёмах можно было бы наладить в кратчайшие сроки. Им стал ГЗА-651, выпускавшийся на шасси грузовика ГАЗ-51 на Горьковском автобусном заводе с 1949 года.
Конная вагонетка-сцеп для перевозки леса / Переславский ж/д музей
Трудно поверить, но до 1980-х годов на территории нашей страны действовали железные дороги с конной тягой. "Эксплуатация" лошади в некоторых случаях оказывалась гораздо выгоднее локомотива – например, на небольших лесных дорогах в отдалённых районах. Последние выпуски вагонеток были вполне современными – в подвеске осей применялись текстолитовые вкладыши и даже роликовые подшипники.
Механические коллажи Вишневского / Музей Техники Вадима Задорожного
«СТОП-механика» - так необычно назвал свою «коллекцию механических коллажей» Владимир Вишневский - основоположник советского инженерного авангарда. Используя дерево, бронзу, латунь и медь, работая в традициях русского футуризма, художник смело внедрял модернистские и сюрреалистические идеи, отсылая зрителя к парадоксам эпохи строительства Коммунизма.
Сколько радости простому советскому труженику принёс Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв! Во время своих европейских вояжей он насмотрелся на стремительно входившие в моду мотороллеры и призвал советскую «оборонку» в плане сокращения военной продукции освоить такие же. Лицензию не приобретали, какое там – «Холодная война» же! В результате наряду с изящными «советскими Веспами» появились и неуклюжие трёхколёсные модификации-самосвалы – партия привыкла заботиться о «тружениках села».
Volvo Amazon, стартовавший в 1956 году, внешне напоминал уменьшенный Chrysler 1955 модельного года и был ориентирован на американский рынок. Огромное внимание было уделено безопасности и защите от коррозии. Многие другие иномарки, залетевшие в Штаты, гнили как консервные банки на берегу моря. А вот неубиваемый «шведский танк» демонстрировал презрение к ржавчине.
Первый искусственный спутник Земли / Музей ИКИ РАН
«В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я… глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества... Тот огонёк в небе сделал человечество бессмертным… Я благословил русских за их дерзания...» Эти слова принадлежат Рэю Брэдбери, на фантастике которого выросло не одно поколение землян.
“…Сергей купил мотоцикл и вступил в общество «Автодор». В то лето черно-зелёный «дерад» с коляской здорово выручал своего хозяина. На мотоцикле Королёв ездил на работу, оттуда в мастерские, на склады, грузил в коляску части металлических конструкций, фанеру, различные детали и материалы. Летом 1930 года Сергей Королёв гонял по Москве на своем мотоцикле в поисках болтов, трубок, перкаля и прочих драгоценностей – он строил планер и авиетку….” Ярослав Голованов «Королёв. Факты и мифы»
PV444 расшифровывается, как «4 сидения, 4 цилиндра и 40 л.с.». Автомобиль оснащался верхнеклапанным мотором объёмом 1,4 л и 3-ступенчатой КПП – то, что нужно для резко обедневшей после войны Европы. «Три четверки» был готов уже в 1944 году, но в серию пошел лишь в 1947-м.
Производитель: Tura Automatenfabrik, год выпуска: 1934. Немецкая компания, начиная с 1926 года выпустила 13 различных машин. Менее чем через 10 лет к аппаратам подведут электричество, а через 20 лет появятся лапки флипперы и Пинболы во всем мире начнут производить по единому стандарту.
Механические коллажи Вишневского / Музей Техники Вадима Задорожного
«СТОП-механика» - так необычно назвал свою «коллекцию механических коллажей» Владимир Вишневский - основоположник советского инженерного авангарда. Используя дерево, бронзу, латунь и медь, работая в традициях русского футуризма, художник смело внедрял модернистские и сюрреалистические идеи, отсылая зрителя к парадоксам эпохи строительства Коммунизма.
Космический аппарат «Интеркосмос-1» / Музей ИКИ РАН
«Интеркосмос-1» покинул Землю 14 октября 1969 года, окидывая её взглядом с высоты от 260 до 640 км. Ему было поручено изучать Солнце. Питание, конечно же, тоже от Солнца. Система ориентации тех лет обеспечивала точность в 1-2°. Масса аппарата – 260 кг, масса полезной нагрузки – 31 кг. С его помощью впервые в истории удалось обнаружить и измерить поляризации рентгеновского излучения нашего светила.
Воплощение романтики Гражданской войны, воспетой поэтами и художниками 1930-х. Конная рессорная повозка со станковым пулемётом, направленным назад. В тачанку впрягали две, три или четыре лошади. Экипаж обычно состоял из возницы, пулемётчика и его помощника.
Шведский танк и спорт не совместимы? Как бы не так! В 1961-1973 годах Volvo выпускал настоящее спорткупе с дизайном итальянского маэстро Пьетро Фруа. Мощность двухлитрового карбюраторного мотора с впрыском – 120 л.с. Скорость – 193 км/ч. Разгон 0-100 км/ч для самой мощной версии – 9 секунд. Интересно, что Volvo 1800S является мировым рекордсменом по пробегу. Одно из американских купе сумело преодолеть более 4,8 млн. км и… продолжает ездить!
Механические коллажи Вишневского / Музей Техники Вадима Задорожного
«СТОП-механика» - так необычно назвал свою «коллекцию механических коллажей» Владимир Вишневский - основоположник советского инженерного авангарда. Используя дерево, бронзу, латунь и медь, работая в традициях русского футуризма, художник смело внедрял модернистские и сюрреалистические идеи, отсылая зрителя к парадоксам эпохи строительства Коммунизма.
К кораблям «Прогресс» намертво приклеилось обидное слово «грузовик». Заметим, что это – беспилотный грузовик: таких и на обычных дорогах-то пока что практически не видать. А вот космические беспилотники трудятся в космосе с 1978 года. Первые грузовики во время обратного рейса целиком сгорали в атмосфере, позднее их стали оснащать возвращаемыми капсулами, куда космонавты загружают результаты своих исследований. До Земли капсула добирается на парашюте.
Термогенератор керосиновый ТГК-3 / Музей «Огни Москвы»
Предназначался для использования в неэлектрифицированной сельской местности, где для освещения применялись керосиновые лампы «молния». Такая лампа, оснащенная термогенератором, становилась источником не только света, но и электричества. Мощность генератора составляла 3 Вт. Это позволяло питать такие радиоприемники, как «Тула», «Искра», «Родина-47», «Таллин Б-2» без дополнительных затрат топлива. Срок службы генератора, по сравнению с батарейками, казался просто вечным.
Механические коллажи Вишневского / Музей Техники Вадима Задорожного
«СТОП-механика» - так необычно назвал свою «коллекцию механических коллажей» Владимир Вишневский - основоположник советского инженерного авангарда. Используя дерево, бронзу, латунь и медь, работая в традициях русского футуризма, художник смело внедрял модернистские и сюрреалистические идеи, отсылая зрителя к парадоксам эпохи строительства Коммунизма.
Этот «швед» выпускался в 1986-90 гг. Поскольку приоритетным для него был рынок США, итальянцы из ателье Bertone постарались сделать его максимально «американским» по дизайну. Наиболее динамичная версия оснащалась V6 2,85 л 156 л.с. Скорость 190 км/ч. А разгон 0-100 км/ч занимал 10 с. Хорошие показатели для купе весом 1420 кг. Стоит отметить, что Volvo 780 – редкий автомобиль. Тираж – всего 8518 штук.
«Вертикаль» – пример того, как вчерашняя фантастика, поставленная на поток, превращается в нечто привычное и совсем даже неудивительное. Одноступенчатые геофизические ракеты безо всякой рекламы и шумихи научились забрасывать на орбиты астрофизические обсерватории массой около 1300 кг. Результаты исследований передавались на Землю по радио или спускались в контейнере на парашюте. «Вертикали» успешно летали с 1970 по 1983 год.
Механические коллажи Вишневского / Музей Техники Вадима Задорожного
«СТОП-механика» - так необычно назвал свою «коллекцию механических коллажей» Владимир Вишневский - основоположник советского инженерного авангарда. Используя дерево, бронзу, латунь и медь, работая в традициях русского футуризма, художник смело внедрял модернистские и сюрреалистические идеи, отсылая зрителя к парадоксам эпохи строительства Коммунизма.
В 1954 году город Сочи заказал Горьковскому автобусному заводу 10 открытых автобусов ГЗА-651, именно они и стали прототипами для специальных прогулочных автобусов с открытым кузовом ЦАРМ "Рица", производство которых было освоено Центральными авторемонтными мастерскими Сочинского автоуправления в 1955 году. Каждый раз в конструкцию вносились некоторые изменения, поэтому два абсолютно одинаковых автобуса не выходили из ворот мастерской.
В 1969-1971 гг. проведены испытания тепловозов ТЭМ5 мощностью 1200л.с. и ТЭМ6 мощностью 1500 л.с. с новыми 4-х тактными V-образными дизелями, оборудованными новой системой электрооборудования и более совершенными бесчелюстными тележками.
Прибор предназначен для производства массовых и быстрых испытаний твердости образца металла. Алмаз, счётчик, ударопоглотитель, аккумулятор, микроскоп – составляющие прибора. (Из рабочей инструкции прибора «Виккерс», 21 марта 1945 г.)
Кривошип судового малооборотного дизеля / Музей истории БМЗ
Отливался на заводе методом электрошлакового переплава, применённым впервые в мировой практике. Демонстрировался в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ СССР.
Корпус лампы представляет собой гильзу от снаряда 90 мм. 90-мм зенитная пушка М2 была разработана в США в 1942 году, в Великую Отечественную войну поставлялась в СССР по ленд-лизу. После окончания войны состояла на вооружении Советской Армии до принятия на вооружение зенитных ракетных комплексов.
Продукция Брянского рельсового завода экспонировалась на Всероссийских выставках. Заводу было разрешено изображать на выпускаемых изделиях Государственный Герб.
Ранние конструкции механизмов переключения передач, с которых начиналась слава всемирно-известных компаний Campagnolo и Shimano, карбоновые дисковые колеса и колеса с деревянными ободами, рамы из алюминиевых сплавов, стали и композитных материалов. Мемориальные предметы прославленных российских и советских велогонщиков – награды, гоночные лицензии и личные документы.
В 1970 году впервые в отрасли тепловозостроения Государственной комиссией тепловозу ТЭМ2 присвоен Государственный Знак качества. 29 сентября 1984 г. уложено «Золотое Звено» Байкало-Амурской магистрали, по которой первым прошел тепловоз ТЭМ2.
Лампа настольная «Наркомовская», 1954 / Музей «Огни Москвы»
Массивная, основательная лампа в стиле «сталинский ампир». Плафон задрапирован шёлком и украшен медальонами с изображением катеров, у основания ножки барельеф с якорями.